Краткое описание основной образовательной программы дошкольного образования
Основная образовательная программа дошкольного образования государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения (далее ГБДОУ) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказом Министерства образования и науки Российской федерации № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»), комплексной программой дошкольного образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию протокол от 20.05.2015 № 2/15), образовательной программой «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Нормативно-правовой базой для разработки Программы являются:
– Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании РФ» с изменениями от 8 декабря 2020г
– Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ от 14.11.2013г., № 30384)
– Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
• Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020г. №32 2Об утверждении санитарно – эпидемиологических правил и норм СанПин 2,3/2.4.3590 – 20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»
Региональный уровень:
· Письмо Комитета Правительства Чеченской Республики по дошкольному образованию от 05.05.2014 № 03-183/604 «О направлении Плана действий по обеспечению введения ФГОС ДО»;
· Приказ Комитета Правительства Чеченской Республики по дошкольному образованию от 19.02.2014 № 12-од «Об утверждении Плана действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- - Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками);
- - Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
- - Федеральный Закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;
- - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 2945-р об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
Целью Основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ №109 «Ласточка» г. Грозный, является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного возраста, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Формирование гармонично развитой высоконравственной личности, традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями умениями способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
- обеспечить охрану жизни и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства, независимо от пола, нации, языка и социального статуса;
- обеспечить преемственность целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования;
- создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
- формировать общую культуру личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативность, самостоятельность и ответственность ребенка, формировать предпосылки учебной деятельности;
- формировать социокультурную среду, соответствующую возрастным и индивидуальным особенностям детей;
- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьям и повысить компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- оказать консультативную помощь и поддержку родителям (законным представителям), занимающимся семейным воспитанием детей дошкольного возраста;
- объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
- формированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных финансов.
- формированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных финансов.
- содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народам и независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Деятельность педагогов ГБДОУ по реализации части образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса
Согласно ФГОС ДО часть ООП ДО ГБДОУ формируется участниками образовательного процесса и отражает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и ориентирована на: специфику национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива; на условия, в которых осуществляется образовательный процесс; и направлена на поддержку областей основной части программы. Часть, формируемая участниками образовательного процесса реализуется через парциальные программы «Мой край родной», «Экономическое воспитание дошкольников», «Физкультурные занятия в ДОУ» и охватывает все образовательные области через:
- ознакомление дошкольников с культурой и историей родного края, через знакомство с чеченским орнаментом, театрализованной деятельностью по мотивам чеченских народных сказок;
- изучение основ финансовой грамотности, обеспечивающее формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
Основной целью ознакомления дошкольников с культурой и историей родного края является развитие познавательного интереса к истории родного края и воспитание чувства любви к своей малой родине.
Задачи: ― Создание условий для культурной идентификации детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой родного края.
― Развитие у дошкольников любознательности к культуре, истории и природе родного края, формировать эстетическое и нравственное их восприятие. ― Формирование у детей нравственных качеств, чувства патриотизма, интереса к национальной, народной и профессиональной культуре Чечни.
Основной целью парциальной программы В.С. Шевченко «Экономическое воспитание дошкольников» является побуждение интереса у дошкольников к изучению мира экономики и финансов.
Задачи:
― Познакомить детей с простейшими экономическими понятиями, их значением, применением в жизни.
― Развивать умение творчески подходить к решению игровых проблемных ситуаций, проявлять инициативу и самостоятельность.
― Воспитывать бережливость, рациональность, трудолюбие, уважение к труду взрослых.
― Повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах экономического воспитания дошкольников